Логотип и значок 18+
   
 
   

Константин Райкин не променял театр на Париж и 17 миллионов долларов

20 Ноября 2014 12:10 | Звездопад
На прошлой неделе Константин Райкин не только лично наведался Саратов, но и познакомил провинциальных театралов с талантливыми воспитанниками собственной творческой мастерской. Так уж получилось, что капустнику из этюдов будущих актеров было суждено открывать Третий Всероссийский фестиваль имени Олега Янковского. С этой задачей ребята справились на ура. А сам маэстро разоткровенничался перед саратовской публикой, рассказывая истории на любые темы.

Олег Янковский как «хрестоматия актерской игры в кино»

Театральный, актерский круг достаточно узок. Я много раз общался с Олегом Ивановичем. У меня составилось о нем какое-то определенное впечатление, и я, чем дальше, тем больше убеждаюсь в своей правоте. Во-первых, я был постоянным зрителем театра «Ленком» много-много лет. А Олег Иванович был невероятным патриотом, вернейшим его артистом. Я видел практически все его работы – от самых первых до последних. А, кроме того, я большой профессиональный поклонник его киноработ. Я очень люблю его творчество в фильмах Марка Захарова - в «Обыкновенном чуде» и «Драконе». Я считаю выдающимися его работы в фильмах, где, казалось бы, довольно трудно создать выдающийся образ. Например, в «Мы, ниже подписавшиеся», где он играет алкаша. Это, мне кажется, абсолютный шедевр. «Полеты во сне и наяву» - это тоже просто одна из вех в отечественной актерской кинокультуре. Это откровение! После таких ролей надо как-то по-другому играть уже. До него так не играли. Я называю мало, но, на самом деле, это очень много, потому что здесь не математика, а высшая арифметика. Три, четыре, пять работ такого уровня – это очень много для одной актерской жизни. Я считаю, что он просто великий артист по своим достижениям, он работал на уровне самых высоких мировых величин. Для меня это хрестоматия актерской игры в кино. Вообще целая глава моей жизни – это общение с Олегом Ивановичем. Мне казалось – и я думаю, я не ошибаюсь – что мы относились друг к другу с очень большой симпатией. Олег Иванович был замечательный человек - верный, совершенно преданный профессии. Он без конца говорил про профессию, он этим жил. При этом он был человеком ироничным, веселым, доброжелательным и по-настоящему большим артистом, который развивался всю жизнь по нарастающей, вверх. Он становился все лучше и лучше. Это свидетельство очень сильного творческого характера. Мало кто из нас может развиваться собственными силами. А он смог, и это в нем ценно.

«У нас слишком много полупрофессионалов»

Я думаю, что здесь, в этой школе, обретаются навыки какого-то мощного профессионального лицедейства. Я люблю лицедеев, этих бесстрашных артистов, которые могут играть на площади и взять публику своей энергией так, что она не пикнет, а будет сидеть, раскрыв рот, и не заметит, как протекает время. Они не стесняются быть некрасивыми – а это очень важное качество для артиста, когда им владеет что-то высокое и сильное. Бесстрашие – это такая актерская черта, которая, мне кажется, развивается у нас в школе. Вообще мне хотелось бы, чтобы артист, выходящий из нашей школы – а опыт у нас все-таки большой – мог, в идеале, работать в любом театре, в любой школе, у любого режиссера, чтобы какие-то азы актерского дела наши студенты знали бы хорошо. Ведь это редкость на сегодняшний день. У нас слишком много полупрофессионалов и среди режиссеров, и среди актеров, слабо владеющих своим ремеслом - даже на уровне основ.

Мучительные кинособлазны нищих студентов из деревень

В первые два года обучения участвовать в съемках студентам невозможно вообще. Только в каникулы, и то это опасно из-за постоянного смещения сроков. Если тебя взяли на три дня сниматься в августе, то это не значит, что эти три дня не перенесутся потом на сентябрь, на октябрь. А как только студент несколько дней не присутствует на занятиях, он очень сильно отстает.

Бывает, что поступает судьбоносное предложение от какого-то замечательного кинорежиссера. Вот, например, Аня Чиповская, когда только поступила к нам на курс, сразу получила предложение от Валеры Тодоровского - может быть, одного из самых лучших отечественных режиссеров своего поколения. Он предлагал ей главную роль в фильме «Стиляги». Я с ней поговорил, сказал: «У тебя есть две роскошных дороги – учиться в школе-студии МХТ у меня или идти сниматься. Если выберешь кино, я не то, что не обижусь, я пойму». Я был уверен, что она выберет Тодоровского. Но она, к моему удивлению, сказала: «Нет, я буду учиться». И училась. И все четыре года она не снималась. В результате как бог ее вознаградил за это? Она замечательно сыграла в «Оттепели». Валера Тодоровский в ее лице приобрел замечательную артистку.

А искушений у студентов полно. На этой дороге их все время отвлекают всякими суммами. У меня почти все не из Москвы, малоимущие - даже не из городов, а из деревень ребята. Они прошли огромный конкурс - три с половиной месяца страшных, тяжелейших испытаний: у нас было не три тура как обычно, а пять, чтобы сократить вероятность ошибки. И после этого был конкурс в несколько сотен человек на место. Мы отобрали нескольких ребят. Они замечательные, но только на этом этапе. Потом они ужасно меняются, бывает, что до неузнаваемости. Из прелестных, трепетных по-настоящему людей превращаются в считал, сволочей, предателей. Не все, но есть и такие. Причем, предателями я их называю не потому, что они не пошли ко мне. Я понимаю, например, что на мое лицо нельзя смотреть несколько лет. Но такие бывают искушения, такие соблазны, такие суммы льются в их уши - кино, телевидение имеют эти возможности. Ребята ведь нищие, впроголодь живут долгое время. У них едет крыша. Поэтому надо быть готовым к тому, что тебе «сделают ручкой». И это нормально, пережить это несложно. Когда ты видишь человека, который хорошо снимается, ты за него гордишься. А бывает, когда тебе стыдно, потому что это бездарно и безвкусно.

Кино, просто по технологии своего производства, не успевает ничего дать артисту. Это может сделать только театр. Он не дает славы, денег, но это кузница мастерства. Недаром самые умные актеры, имея невероятную карьеру в кино, продолжали работать в театре. Например, Саша Абдулов, которого на моих глазах Марк Анатольевич Захаров сделал артистом. Он был просто хорошенький мальчик с очень туманным будущим - немножко нарцисс, все время видящий себя со стороны. В театре он превратился в настоящего мастера, а потом стал замечательно сниматься. С Олегом Ивановичем произошла похожая история. В этом мудрость профессионала: он никогда не перерезает этой пуповины.

Елки вместо семнадцати миллионов долларов

С одиннадцати лет, благодаря папе, я был знаком с гениальным, всемирно известным мимом Марселем Марсо. Я не пропускал ни одной его гастроли и пытался делать так же, обезьянничать. Когда в семнадцать лет я поступил в Щукинское училище, он приехал в очередной раз в Москву. К нему выстроилась большая очередь из отечественных мимов, и я в нее встал, несмотря на то, что мы были лично знакомы благодаря родителям. Я прошел через очередь и показал ему свои пантомимы. Он очень заинтересовался, стал вместе со мной репетировать. Потом он позвонил папе и сказал: «Ты знаешь, я приглашаю твоего сына к себе в Париж, в свою школу». Но я тогда был студентом Щукинского училища. Ректор Борис Евгеньевич Захаров сказал мне: «Вы знаете, тогда Вы будете к нам поступать еще раз, потому что французская школа представления – это совсем другая школа». Я выбрал Щукинское училище, которое я обожал.

А уж потом была история со Спилбергом, с его приглашением сниматься, и гонорарчик был неслабый – семнадцать миллионов долларов. Но я сказал: «Извините, у меня елки». Я бы и сейчас так ответил. Любая другая дорога может быть замечательной, но она не твоя. Сейчас я даже больше люблю ставить, чем играть. Я сыграл уже даже в одном шекспировском репертуаре столько, сколько любой артист в любой стране мира может только мечтать. Что равновеликое может мне предложить кино?

Галогенный взгляд не спас Сергея Маковецкого на экзамене

Бывают сложные случаи – процентов пятнадцать из ста. Но в восьмидесяти пяти это сразу видно. Выходят десять человек, и один из них обладает актерским дарованием. Вот еще ничего не произошло, еще никто ничего не сказал, но уже почему-то мы смотрим на него или на нее.

Актерское дарование – это какое-то странное энергетическое излучение, которое заставляет обратить на себя внимание. Студент сам даже не знает, что это такое, но почему-то мы следим за ним. А потом он начинает говорить, и через три слова, как правило - а дальше ты дослушиваешь уже из вежливости, чтобы не сразу человека обрывать - ты уже понимаешь: этот – нет, надо по другому пути идти, а эта – да, точно, хотя она только глаза подняла и у нее галогенный взгляд. Вот это и надо, остальному мы научим. Конечно, бывают и ошибки - невозможно стопроцентно их избежать. Чтоб уж совсем покаяться, могу сказать, что я, например, не принял Сережу Маковецкого. Сразу его зарезал. Однажды мы с ним снимаемся вместе, и он мне говорит: «А ты меня не принял». Я говорю: «Как?». «Так». Стал мне напоминать. Я напряг память и раскопал этот случай. Это был первый тур. Помню, что на меня очень влиял рядом сидящий педагог – не буду говорить, кто, но педагог известный. Я еще выражал сомнения, а он просто меня заставил его не взять. Я так распережевался потом, когда Маковецкий мне об этом сказал. Я даже вспомнил, что он читал. Ну как же так? Еще принять за талант какого-нибудь бездаря я, наверное, смогу. Но не увидеть таланта? Я думал, это невозможно. Но вот бывает и такое.

О профессии артиста: «Надо, как бы, сойти с ума и в этом состоянии сумасшествия пребывать»

У нас курс немножко девчачий, я бы сказал. Девочки в этом возрасте обычно внятнее. Мальчишки дольше растут и формируются. Но потом на курсе происходит смена лидерства. У меня был один курс, где к концу сменилось больше половины ребят. Это был курс, с которым у меня не заладились отношения - очень сложный, очень социально неравный. Я даже их наказывал: отменял на две недели уроки актёрского мастерства. Это все равно, что вытащить рыбу из воды. Артисту, если он по природе артист, хочется играть. Это самое большое желание в жизни. Ведь мы занимаемся театральным мастерством каждый день. Этого нет ни в одном театральном институте. В некоторых театральным мастерством занимаются так, будто это клуб или кружок - два раза в неделю по полтора часа. А этим вообще-то надо заниматься все время.

Артистом, на сегодняшний день, можно стать, только перенапрягаясь. Актерские достижения в мире настолько высоки, что, даже если ты крайне одарен, надо повышать мастерство с утра до ночи всю жизнь. Иначе ты сразу проигрываешь. Почему я и говорю, что это образ жизни. Надо как бы сойти с ума, и в этом состоянии сумасшествия пребывать. В результате на курсе произошли две смерти. В авиационной катастрофе между первым и вторым курсом погиб один замечательный студент из Байкальска. А потом была еще одна смерть через полтора года - от передозировки погиб мальчик-наркоман. Эти две смерти так переделали, так сплотили этот сложнейший курс, с которым я не знал, что делать – в результате, ребята до сих пор встречаются вместе. После окончания учебы они в течение года каждый вечер встречались, хотя работали в разных театрах. Даже парень, который работает в Рязани, приезжал на все дни рождения. Это было что-то уникальное. И до сих пор они очень держатся друг за друга.

О служении, футболе и непуганых прохиндеях

Наша профессия - это не служба. Это - служение. Это способ стать лучше, приблизиться к богу. Я считаю, что это определенная человеческая миссия. Жизнь можно потратить только на педагогику. Потому что творчество приносит невероятно сильные эмоции. Когда твои дети начинают своими ногами идти и какие-то успехи имеют, это приносит такое наслаждение. Так и наоборот: когда что-то у них не получается, я готов три раза сам лопухнуться на сцене и погрузиться в позор, чем пережить их неуспех. Когда ты сам становишься на край пропасти - это не так страшно, чем когда твой ребёнок подходит к краю. Вот это самый страшный сон. Я выхожу на сцену, значит, я должен быть абсолютно внутренне чист - хотя бы временно. Я должен как-то помириться со своими недоброжелателями, врагами, потому что мы работаем коллективно и должны быть на это время вместе.

Это очень похоже на футбол. Почему мы в футболе так жалки? Потому что футболистов этому не учат. Конечно, этому трудно научить все двадцать восемь человек. Актерство - это жертвенный путь, а я не могу требовать от них этой жертвы. Ну, ушел ты, соскользнул. Ну что делать? Значит, мне не удалось тебя обратить в эту веру. Но кого-то удается. Есть классные ребятки и девочки, их немного, но они есть. Да, у нас очень тяжело работать. Потому что работать приходится добросовестно, а это редчайшее качество в нашей стране, оно встречается гораздо реже, чем талант. Талантливых людей немало, а добросовестных почти нет. Толпы непуганых прохиндеев гуляют по стране.

Фото автора

Ранее...

Видеорепортаж

   

На просторах области

 
Третий день нового года 15 тысяч человек провели «на сухую»
Третий день нового года 15 тысяч человек провели «на сухую»
Семиклассник песнями учит жителей саратовской глубинки патриотизму
Семиклассник песнями учит жителей саратовской глубинки патриотизму
В Аткарске под Новый год появилась вязаная ёлка
В Аткарске под Новый год появилась вязаная ёлка
Первый день 2024 года новобурассцы решили провести в новом кинотеатре
Первый день 2024 года новобурассцы решили провести в новом кинотеатре
Из больничного окна Дети увидели Деда Мороза и Дракона
Из больничного окна  Дети увидели Деда Мороза и Дракона
Президент помог справить новоселье жильцам пяти авариек в Энгельсе
Президент помог справить новоселье жильцам пяти авариек в Энгельсе
В Краснопартизанском районе фея Олеся исполняет новогодние мечты детей и взрослых
В Краснопартизанском районе фея Олеся исполняет новогодние мечты детей и взрослых
Дракон и Снеговичок поздравили с Новым годом младшеклассников из аткарского села
Дракон и Снеговичок поздравили с Новым годом младшеклассников из аткарского села
В балаковских школах отменили платных Деда Мороза и Снегурочку
В балаковских школах отменили платных Деда Мороза и Снегурочку
Пряник аткарской мастерицы путешествует по столичным выставкам
Пряник аткарской мастерицы путешествует по столичным выставкам
В военном городке Шиханы «Будущее начинается сегодня»
В военном городке Шиханы «Будущее начинается сегодня»
Ершовских школьников на месяц лишили знаний
Ершовских школьников на месяц лишили знаний
Уникальные старинные фотоснимки рассказывают истории жизни балаковцев
Уникальные старинные фотоснимки рассказывают истории жизни балаковцев
Энгельсскую четырёхэтажку атаковали мыши и змеи
Энгельсскую четырёхэтажку атаковали мыши и змеи
В Екатериновском районе сельская школа оказалась на грани закрытия из-за отсутствия ремонта
В Екатериновском районе сельская школа оказалась на грани закрытия из-за отсутствия ремонта
 

Мнения

   

Фоторепортаж

  

Архив

 29 Марта 2024
ПнВтСрЧтПтСбВС
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031