В 2021 году в России может заработать Единая система сбора и обработки данных от бортовых компьютеров автомобилей. Об этом пишут «Известия» по сообщению вице-президента по технологиям НП «ГЛОНАСС» (федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности) Евгения Белянко.
Пресс-служба НП «ГЛОНАСС» указывает, что будет собираться информация о модели и марке автомобиля, его техническом состоянии, маршрутах передвижения, продолжительности остановок вблизи ТЦ, ресторанов и других мест отдыха, а также контактные данные владельцев — телефоны и адреса электронной почты.
Полученная информация будет продаваться разным коммерческим организациям для проведения таргетированных рекламных кампаний, рассчитанных на автовладельцев.
«Любые данные от автомобиля можно будет получить только с согласия его владельца. При этом он вправе отказаться от передачи данных либо обменять их на выгодных для себя условиях на сервисы и скидки при оплате товаров и услуг», — отмечает Евгений Белянко.
Например, автосервисам можно будет выгрузить базу автомобилей (в конкретном районе), у которых подходит срок очередного ТО. Владельцам таких машин можно предложить техосмотр со значительной скидкой.
Предполагается, что основными пользователями сервиса станут автодилеры, станции техобслуживания и онлайн-магазины товаров для водителей. Дать согласие на передачу данных от своей машины можно на специальном приложении для смартфона. Только пока не ясно, каким будет пользовательское соглашение. Проблема в том, что порой различные интернет-сервисы прописывают в нем такие условия, которые становятся сюрпризом для клиентов.
«Главная цель — уйти от таких бездумных «галочек» в соглашениях», — пояснили в НП «ГЛОНАСС».
Автовладельцу, который согласился на передачу своих данных, должны приходить таргетированные рекламные предложения на особых условиях, но не в форме спам-рассылки. Скорее всего, это будут уведомления в специальном приложении на смартфоне.
Кроме того, в российском законодательстве необходимо закрепить, кому принадлежат данные об автомобиле — его владельцу, дилеру или производителю.
Олеся Аблёзгова , кандидат юридических наук, автоюрист, считает, что больших опасений у автовладельцев это нововведение не должно вызывать, так как подобная система работает в разных мобильных предложениях и интернет-ресурсах.
«Мы все пользуемся такими ресурсами, как «Facebook”, «Google”, «Яндекс», «Яндекс.Навигатор», карты. Они все работают по аналогичному принципу. Мы подключаемся к их системе, и в лицензионном соглашении указано, что они вправе передавать наши данные, в том числе, для использования в целях таргетированной рекламы. Это уже работает, только работает в других сферах и теперь будет работать, вероятно, и у тех, у кого есть на автомобиле система ГЛОНАСС», - рассказала Олеся Аблёзгова.
Она также отметила, что для водителей в этом предложении есть как плюсы, так и минусы.
«Здесь можно говорить, как о плюсах, так и о минусах этой ситуации, а минусом безусловно будет то, что людям будут навязывать какие-то рекламные продукты, в которых они, возможно, не нуждаются. Плюсом здесь будет ситуация, когда возможно люди будут узнавать о каких-то акциях, скидках. И человек может воспользоваться этой скидкой и сэкономить определенную денежную сумму», - сообщила Олеся Аблёзгова.