|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уникальные старинные фотоснимки рассказывают истории жизни балаковцев8 Декабря 2023 19:23 | На просторах области В современном мире фотография, доступная едва ли не каждому, все стремительнее теряет статус исключительности и становится привычным атрибутом ежедневной рутины. А ведь еще сто лет тому назад фотокарточка ценилась как редкий семейный раритет, а без фотографа не обходилось ни одно важное семейное событие, будь то траурная церемония или свадьба. В Балакове хранят память о владельцах первых городских фотоателье, которые, несмотря на жёсткую конкуренцию, не знали отбоя от клиентов. На открывшейся в музее истории города Балаково новой выставке собрано немало уникальнейших экспонатов. Главные герои экспозиции «Творцы момента» - местные фотографы и фотокорреспонденты, не расстававшиеся с фотоаппаратом и вкладывающие душу в свои работы. Особый интерес представляет чудом сохранившееся творчество фотографов дореволюционной эпохи. Черно-белые снимки единичны, и на выставке представлены в копиях, но зато каждый из них можно разглядывать часами. - Одним из первых к нам попал фотоаппарат из фотосалона Ивана Горбухова и пластины к нему, - рассказала «Телеграфу» заведующая музеем Венера Лолиашвили. – Хотя, конечно, они уже рассохлись от старости. Первый фотопавильон в селе Балаково, тогда еще принадлежавшем к Самарской губернии, открыл в 1880 году Иван Зефиров. Позднее это начинание подхватили и другие фотографы. Один за другим собственное дело на балаковской земле основали Иван Горбухов, Иван Евдокимов и Федор Жидков. Старообрядец Федор Жидков, владевший столярной мастерской и магазином готовой мебели, в 1898 году обратился к самарскому губернатору за разрешением открыть фотосалон в селе Балаково, и это прошение было удовлетворено. Главным источником заработка первых балаковских фотографов была портретная съемка. Портреты стоили немалых денег, зато клиенты могли быть уверены в отменном качестве выполненных заказов. Чего стоило одно только оформление фотографий, снабженных замысловато украшенными паспарту. - Фирменное паспарту было очень дорогим, - уверяет Лолиашвили. – Его специально заказывали на полиграфических фабриках. Бланки изготавливались на дорогом бристольском картоне. И далеко не все фотоателье могли их себе позволить. Но снимки Зефирова всегда выделялись на фоне других: они были украшены фирменными надписями и на лицевой, и на оборотной сторонах. Например, у нас есть сделанная Зефировым фотография, на которой запечатлена пара, сидящая за столом с самоваром. Под нее наши художники готовили оформление постоянной экспозиции, которую планировалось открыть в 1991 году. Мы хотели превратить целый зал музея в импровизированный фотосалон. Но, к сожалению, в то время нам пришлось отказаться от создания этой выставки. Фотомастера с большой ответственностью относились к своей работе. Например, посетители фотоателье Евдокимова делились историями о том, как владелец уговаривал их перефотографироваться, если вдруг замечал малейший брак на сделанном им снимке. Примечательно, что свой первый фотосалон художник открыл в Саратове, однако впоследствии переехал в Вольск, а затем – в Балаково. Для организации собственного дела на улице Александровской, а ныне – Пролетарской - фотографу пришлось занять у вольских родственников триста рублей. - Дочь Зоя была его музой – он фотографировал и ее саму, и все, что было с ней связано, - рассказывает Лолиашвили. – А сама Зоя во время войны помогала фронту – шила игрушки для оставшихся без детства детей. Потом эти игрушки распределялись по детским домам и семьям. Иван Евдокимов опекал другого балаковского фотографа, Ивана Брызгалова, который был ровесником его сына. Когда тот ушел на войну, Евдокимов помогал жене Брызгалова Антонине осваивать фотографическое дело, чтобы не потерять клиентов. У балаковских семей быстро вошло в традицию посещать фотосалон или приглашать фотографов на дом. На создание одного кадра уходило по пять-семь минут – нужно было всех рассадить, подготовить аппаратуру. Иногда случались и казусы. Так, в более поздние времена, уже при советской власти, среди населения прижилась традиция фотографировать похороны. В одном из балаковских сёл жила старушка, которая очень хотела посмотреть на собственную прощальную церемонию. - И вот они с подругой-соседкой затащили в дом гроб, оформили и украсили комнату и пригласили местного фотографа, - улыбается Лолиашвили. – Старушка легла в гроб, а фотограф приехал, установил фотоаппарат и спрашивает соседку: «А сколько кадров делать?» А бабушка и отвечает из гроба: «Один мне, один родственникам, один…» Фотограф со страху бросил фотоаппарат и убежал. До сих пор в балаковских семьях хранится много старинных фотографий. Однако не все торопятся передавать семейные реликвии в музей. - Иногда мы находили такие фотографии мокнущими на мусорках и забирали их оттуда, - вздыхает одна из идейных вдохновителей выставки, бывший сотрудник музея Ольга Куряева. – Бывает так, что люди покупают старые дома и, не глядя, выбрасывают имущество бывших хозяев как ненужный хлам. фото из архива музея Ранее...03/01/2024 21:35 Третий день нового года 15 тысяч человек провели «на сухую» 02/01/2024 11:04 Семиклассник песнями учит жителей саратовской глубинки патриотизму 31/12/2023 13:45 В Аткарске под Новый год появилась вязаная ёлка 30/12/2023 16:35 Из больничного окна Дети увидели Деда Мороза и Дракона |
ВидеорепортажНа просторах областиМненияФоторепортажАрхив
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © "Телеграфъ.ру". Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-74390, выдано 30 ноября 2018 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель – ООО «Полиграф». Адрес редакции: 410056, г. Саратов, ул. им. Т.Шевченко, 2А, 205. Тел. 8 (8452) 234388. E-mail: provtelegraf@gmail.com И.о. главного редактора: Голубева Е. В. При использовании материалов сайта - гиперссылка обязательна |