Несправедливая цена: в 2025 году конфеты и пирожные сильно «похудели», но не подешевели
Михаилу Мишустину предложили методы борьбы с шринкфляцией
Роман Воронежский | 16 Ноября, 2025 08:03
Во втором квартале 2025 года средний объем упаковок продуктов питания сократился на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные приводит исследовательская компания NTech. Больше всего от уменьшения массы пострадали пирожные, кондитерские изделия и сладости - в среднем они «похудели» на 11%, а некоторые позиции потеряли до 25% своего объема! А что самое важное для рядовых покупателей - в большинстве случаев цена на эти товары при этом нисколько не уменьшилась!
Сокращение объёма упаковки при прежней цене в современной терминологии называется классической шринкфляцией, когда товар «худеет», но стоит столько же. Это разъясняет Союз потребителей России. По подсчетам защитников прав потребителей, из-за таких действий - обмане на ценниках и объеме упаковки - россияне теряют в магазинах до триллиона рублей!
Также СПРФ выделил другие распространённые недобросовестные практики. Это специальное указание цены «за 100 граммов» вместо цены за упаковку - при одинаковом внешнем виде ценник вводит покупателя в заблуждение. Также - манипуляции «акционными» ценами, когда крупно выделена «специальная» цена, а реальная (без скидки) указана мелким шрифтом.
«Эти методы формируют иллюзию выгодной покупки, тогда как фактически покупатель теряет деньги. И это всё не маркетинговые уловки, а злоупотребление доверием и прямое введение потребителя в заблуждение», - убеждены в СПРФ.
«Все эти уловки уже не просто поводы для анекдотов, они раздражают покупателей и бьют по их карману. Радует, что не только те, кто стоит на защите потребителей, но и некоторые участники рынка от бизнеса понимают, что это патовая стратегия и пора с ней что-то делать. Иначе придется когда-то ужать экс-литр молока до 100 мл. Без сарказма», - говорит глава Союза потребителей России Алексей Койтов.
Общественные активисты направили официальное обращение председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину с предложением внести изменения в Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи. В частности, предлагается обязать указывать на ценниках упакованных товаров стоимость товара в перерасчёте на стандартизированную единицу измерения за 1 килограмм или 1 литр; закрепить требование единообразного оформления цен, включая акционные предложения - одинаковый шрифт, размер и цвет для всех цен на один товар. Никаких особых затрат бизнес не понесет, зато предоставит потребителям прозрачную и ясную цену.
Фото: нейросеть «Шедеврум»
