Просто Шурочка и неуязвимые для бомбежек поезда: краснокутцы сделали невозможное, чтобы приблизить победу
В тылу им пришлось не легче, чем в бою
Екатерина Вельт | 10 Мая, 2025 11:30
В страшные годы Великой Отечественной войны мирное население Саратовского края сплотилось, приложив все усилия для приближения победы. Краснокутский район - не исключение. Трудовые подвиги жителей, казалось бы, выходящие за пределы человеческих возможностей, сложно недооценить и нельзя забыть.
Летом 1941 года в размеренное существование небольшого рабочего поселка из саратовского Заволжья ворвалась война. Жизнь в одночасье превратилась в нескончаемые трудовые будни, где женщины взвалили на свои плечи обязанности ушедших на фронт мужчин, а дети были вынуждены работать наравне со взрослыми.
В первые дни войны, когда в райцентре резко сократилось количество рабочих рук, обеспечивать бесперебойную работу Краснокутского элеватора пришлось школьникам. Хрупкие подростки, мальчишки и девчонки, сквозь слезы таскали на своих плечах тяжеленные мешки с зерном. Дети работали и в полях, изо всех сил помогая матерям возделывать поля и собирать урожай.
Кипела работа и в Дьяковском лесхозе, где, судя по сохранившимся в районном архиве документам, уже 1 мая 1942 года чествовали сразу нескольких передовиков производства, с лихвой перевыполнявших плановые задания. Так, например, отличившимся в изготовлении колес Михаилу Ванюкову и Егору Басыгину руководство лесхоза объявило благодарность и премировало денежной премией в размере ста рублей.
Среди архивных документов сохранилось и уникальное свидетельство сострадательности краснокутских тружеников, которым в середине войны самим приходилось очень нелегко. По окончании решающей и кровопролитной Сталинградской битвы, в марте 1943 года жители колхоза «Сталинский путь» провели собрание, на котором постановили оказать посильную помощь сталинградцам - продуктами, посудой, одеждой, обувью. Люди без сожаления отдавали последнее для тех, кому пришлось еще хуже, чем им.
«Колхозники, несмотря на собственные трудности военного времени, осознавали трагедию, постигшую Сталинград и его жителей, и хотели облегчить их страдания. Это очень важное и трогательное свидетельство солидарности советского народа», - рассказали в «Муниципальном архиве Краснокутского муниципального района».
Наличие в поселке железнодорожного узла и близость Краснокутской железнодорожной станции к Сталинграду сыграли решающую роль: с началом войны на территории района были оперативно развернуты 11 эвакогоспиталей, 6 из которых разместились в самом районном центре, а 5 - в близлежащих селах Логиновке, Первомайском, Розовке, Ждановке и на станции Лепехинка. Под большинство из них оперативно переоборудовали местные школы.
Штат госпиталей формировался не только из профессиональных медработников, но также из домохозяек и самих учащихся школ, в обязанности которых входили уход за ранеными, оказание помощи врачам при проведении операций, а также чтение книг раненым бойцам, написание писем родным и близким, проведение концертных мероприятий для выздоравливающих.
Один из таких госпиталей, №1315, разместился в поселковой школе №3. За несколько лет через него прошли более 1,5 тысячи раненых. Многие из них навсегда запомнили молоденькую, жизнерадостную, энергичную медсестру Александру Слепцову, которую в госпитале звали просто Шурочкой. Девушка трудилась в госпитале с самого его открытия и, казалось, не отдыхала ни днём, ни ночью: кормила раненых, перевязывала раны, стирала бинты, убирала, мыла. Вместе с Шурой в эвакогоспитале работали и другие молодые девушки из поселка.
Неимоверно тяжёлая работа досталась и рабочим из ремонтных бригад, обслуживающим железнодорожную станцию рабочего поселка. Сутки напролет через райцентр на фронт шли эшелоны с тяжёлой военной техникой; из Сталинграда и обратно курсировали поезда, нуждавшиеся в срочном и бесперебойном обслуживании, ведь им нельзя было задерживаться ни на минуту. Железнодорожные рабочие были вынуждены проверять техническое состояние и ремонтировать составы в любых погодных условиях, в дневное время и по ночам. Многие даже оставались ночевать в мастерской.
Бригадир ремонтной бригады Алексей Хорольский вспоминал, как, помимо своих основных рабочих обязанностей, ему нередко приходилось заменять раненых или убитых машинистов прибывавших на станцию поездов и самому вести железнодорожный состав с техникой или солдатами к осажденному Сталинграду. Много раз 40-летний мужчина оказывался на волосок от смерти, но, даже под ожесточенным артобстрелами противника, на полной скорости продвигался к своей цели. Посреди бомбежек он неоднократно выводил из-под Сталинграда поезда, перевозящие раненых советских бойцов в краснокутские эвакогоспитали. За проявленное им мужество отважный железнодорожник был награждён орденом Ленина, а также различными боевыми и трудовыми медалями.
Фото районного архива
Подписывайтесь на ТелеграфЪ
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram