В Саратове готовят спектакль о любви, гриппе, экзистенциальном кризисе и разрезанных матрёшках

Автор скандальной «Анны Карениной» и «Идиота» переосмыслит культовый современный роман

Екатерина Вельт | 17 Мая, 2025 12:20

В Саратове готовят спектакль о любви, гриппе, экзистенциальном кризисе и разрезанных матрёшках

В академдраме заканчиваются репетиции очередной премьеры от уже нашумевшего в Саратове приглашенного молодого режиссера Ивана Комарова.

Зрителям Иван Комаров запомнился своим нестандартным подходом к прочтению классики - “Анны Карениной” Льва Толстого и “Идиота” Федора Достоевского. На этот раз, через год после своей последней работы, выпускник Щукинского училища, магистратуры школы-студии МХАТ и Центра Всеволода Мейерхольда взялся за современный материал - злободневный роман писателя Алексея Сальникова “Петровы в гриппе и вокруг него”, трёхчасовой спектакль по мотивам которого зрители впервые увидят уже 29 мая.

Как утверждает сам режиссер, обратиться именно к этому, прекрасно экранизированному Кириллом Серебренниковым, материалу его заставило желание “сыграть по-другому и лучше”. Комаров сам написал инсценировку будущего спектакля и даже заранее продумал гастрольную судьбу своего ещё не рождённого детища, на целых два метра сузив декорациями излишне просторную главную сцену театра. Ведь именно нестандартно большой формат сцены, по мнению Комарова, мешает многим саратовским постановкам колесить по другим российским театрам и фестивалям: часто громоздкие декорации просто не вписываются в существующее театральное пространство.

Известно, что ожидающая саратовскую публику премьерная постановка будет о любви. Хотя угадывать скрытый смысл в нелинейных сюжетных пластах горячечного бреда зрителю придется самостоятельно.

“Очень важным для нас кино оказалось “Шоу Трумана”. И фильм “Игра” с Майклом Дугласом. Это размышления про человека, про семью, про то, что окружает этих людей. Нашу историю можно сравнить с множеством матрёшек, которых разрезали и раскидали, а потом нам всем вместе надо их собрать и выстроить. И сделать понятными”, - рассказывает Комаров.

А ещё новый спектакль обещает быть на редкость полифоничным: в нем задействованы сразу 15 актеров, большинство из которых уже работали в команде Комарова в предыдущих спектаклях, два студента театрального института СГК им. Л. В. Собинова и некий тайный персонаж, личность которого режиссер предпочитает пока сохранить в тайне. Вместе с артистами, занятыми в “Идиоте”, на сцену выйдут также Александр Каспаров, Екатерина Ледяева и Андрей Казаков. Переписав и дополнив текст романа, Иван Комаров позаботился о том, чтобы каждому из актеров “было, что играть”.

“Мне хочется, чтобы все 18 человек не были манекенами, чтобы они не выносили чай”, - объясняет мотивы, заставившие его взяться за драматургическую работу, сам режиссер.

К репетициям команда приступила не сразу. Как и всегда, творческий процесс продвигался задумчиво и неспешно.

“Первые дней десять мы вообще к тексту не притрагивалась. Мы читали Булгакова, Гоголя, Хармса, Кафку. Мы изучали экспрессионизм, откуда пошли комиксы. И когда мы насобирали множество материала со всех сторон, только тогда мы подошли к современному роману. Хотя думаешь: “Что такое современный роман? Это же набор клише, это же просто. Да на улице такое”. Оказывается, не просто. Мы изучали экзистенциализм, что такое экзистенциальный кризис, и много других вещей. И оказывается, что современные драматурги должны знать все то же самое, чтобы написать “простенькую” историю. Мне нужно было влюбить артистов в современный материал так, чтобы им начало казаться, что это лучше Чехова, лучше Горького. И я старался их не обмануть в этом. Главное, что у всех артистов есть смелость и вера в то, что мы куда-нибудь доплывем. Эти смелость и вера помогают бороться со своими сомнениями”, - признается Иван Комаров.

В разговоре с журналистами накануне премьеры режиссер не исключил вероятности приглашения на первые показы самого автора, который магическим образом связан с Саратовом - здесь в 2016 году был впервые издан сделавший Сальникова знаменитым роман. Правда, позвать писателя Комаров обещает не сразу, а после перестраховки: когда будет понятно, что на сцене все складывается именно так, как было задумано. Немаловажной окажется и реакция зрителей, многие из которых уже ждут от Комарова подвоха и эпатажа.

“Я не хочу обижать другие театры, но после “Анны Карениной” согласиться на “Идиота” Достоевского - на это нужна смелость. А потом после “Идиота” согласиться ещё и на Сальникова, которого можно прочитать очень провокационно - так провокационно, что подумаешь, что после этого и театр могут закрыть. Но не будем о плохом”, - таинственно шутит режиссер.

 

Фото автора 

Подписывайтесь на ТелеграфЪ

Поделиться

Ранее в рубрике